На классических моделях ВАЗ этот датчик включает лампы заднего хода, а на автомобилях Нива и Шевроле Нива датчик расположен сверху раздаточной коробки (см. фото ниже) и нужен для индикации включения блокировки меж осевого дифференциала.
Устройство датчика простое, при включении блокировки, вдавливается в корпус шарик, который который двигает железную пластинку замыкая два контакта:
Проверить его можно тестером, подключив измерительные щупы к контактам и утопив шарик в корпус, контакты должны замкнуться:
Недостаток устройства такого датчика в том, что не предусмотрена защита внешних контактов от влаги и грязи, отсутствует даже элементарный резиновый пыльник.
В результате, при проезде больших луж, загорается в пол накала лампа на панели приборов и гаснет после высыхания, а в дальнейшем окисляются контакты и пропадает индикация о включении блокировки. В моём случае отвалился контакт у датчика от окисления ( фото ниже):
Чтобы в следующий раз такого не произошло, при замене датчика, после подключения клемм, обильно нанёс герметик сверху:
Если у вас возникли проблемы с датчиком или не хотите этих проблем, тогда рекомендую проверить клеммы подключения и защитить их герметиком или обработать специальными средствами для защиты от влаги и окисления.