В современных автомобилях, начиная с евро 3 и выше, система управления двигателем имеет обычно 2 датчика кислорода, до нейтрализатора и после. Для проверки датчиков кислорода, нужно понять для чего нужен первый и второй. Первый - управляющий датчик кислорода "УДК". По этому датчику контроллер корректирует расчёты длительности импульса впрыска топлива, в зависимости от наличия кислорода в отработавших газах. "ДК" генерирует напряжение от 50 до 900 мВ. Рабочая температура датчика должна быть не менее 300°С, поэтому для более быстрого прогрева в корпус датчика встроен электрический нагреватель. В прогретом состояние "УДК" работает в переключающемся режиме: низкий уровень (50 - 200 мВ) - бедная смесь(наличие кислорода); высокий уровень (700 - 900 мВ) - богатая смесь(отсутствие кислорода). На картинке ниже можно посмотреть пример графиков работы датчиков (см. так же пример на видео):
Диагностический датчик кислорода "ДДК" работает так же как и "УДК", но его задача следить за состоянием нейтрализатора. Если всё в порядке, то показания прогретого датчика должны быть в пределах 590...750 мВ (см. график на картинке выше).
В случае возникновения неисправностей, контроллер заносит соответствующие коды ошибок, например для УДК: Р0030, Р0031, Р0032, Р0130, Р0131, Р0132, Р0133, Р0134, Р0135, P2195, P2196
и для ДДК: Р0036, Р0037, Р0038, Р0136, Р0137, Р0138, P0139, Р0140, Р0141, Р0422, P2270, P2271
Например при обрыве датчика, контроллер будет считать сигнал ДК примерно 450 мВ (это опорное напряжение с ЭБУ Бош 7.9.7).
При непостоянных неисправностях виноваты могут быть плохие соединения контактов или излом самих проводов внутри изоляции, неправильная трасса жгута. А так же причина может быть вызвана отложением кремния на корпусе датчика (белый налёт). Плохая масса контроллера. Деградация ДК.
Следуя по расшифровкам значений этих кодов нужно будет проверять целостность проводов самих датчиков, проводки в целом и искать проблемы с работой двигателя, механические повреждения глушителя, датчиков и др.
ДК имеют 4 провода: два из них идут на нагреватель, а два других для получения сигнала с датчика (смотрите схемы подключения ниже).
При проверке проводов датчиков нужно замерить сопротивление нагревателя в холодном датчике, оно должно быть не менее 7 Ом (для датчиков других автомобилей нужно уточнять свои параметры), в моём случае между двумя белыми проводами оно в пределах 8 Ом (двигатель 2123):
А вот сигнальные провода (серый и чёрный) не "прозваниваются" в холодном датчике и имеют высокое сопротивление (несколько МОм), но если нагреть его немного, то сопротивление начинает падать:
При повреждении проводов или штекеров ДК не допускается выполнять их ремонт, так как может нарушится сообщение датчика с атмосферным воздухом через жгут, в данном случае требуется замена датчика в сборе. При выполнении различных работ в автомобиле следите чтобы провода ДК не имели сильных перегибов, исключите попадание различных жидкостей, "антикора" на разъёмы и жгуты. ДК может быть отравлен этилированным бензином и сильно испаряющимся силиконовым герметиком (например при ремонте двигателя, пары герметика могут накопиться в системе вентиляции картера и попасть в камеру сгорания).