Делаю замеры напряжения и тока
Дополнительный провод от минусовой клеммы АКБ на двигатель
Решил проверить качество штатного провода массы от двигателя на минусовую клемму аккумулятора. Предварительно зачистил наконечник штатной массы, который прикручен к корпусу термостата на Лада Гранта. Для замера беру мультиметр в режиме вольтметр и подключаю его одним щупом на минусовую клемму АКБ, а второй щуп на корпус двигателя. Делаю замер, вращая двигатель стартёром.
Замер без дополнительной массы
Как видно на фото, просадка на проводе составила 0,42 вольта, а это больше нормы, которая должна быть не более 0,3 вольта. Придётся ставить дополнительную массу. Заказываю готовый провод сечением 16 мм2 с наконечниками (артикул "AX632") и ставлю его одним концом под болт стартёра, а другой к клемме АКБ (как раз было свободное место для крепления под болт на 6 мм). Повторяю замеры.
Замер с дополнительной массой
Крепление под болт стартёра
Крепление к клемме АКБ
Просадка составила 0,13 вольта, теперь всё в норме. Массу к двигателю улучшил, на кузов у меня тоже установлен провод большего сечения. При помощи осциллографа и токовых клещей сделал замеры тока и напряжения в момент запуска двигателя (см. фото с графиками ниже):
Без дополнительной массы
С дополнительной массой
На графиках тока и напряжения видно, что без доп массы был ток прокрутки стартёра 164 ампера, а просадка напряжения до 10,8 вольта. С дополнительной массой ток стартёра 179 ампер, а просадка до 11,03 вольта. Значит стартёр крутит бодрее, при этом меньше просаживается напряжение. Так что работа проделана не зря, зимой будет легче заводится двигатель. При помощи вольтметра можно проверить просадку на любом проводе в автомобиле и избавится от просадок не только по массам, но и плюсовым проводам, например проверить замок зажигания, реле стартёра, разъёмы или всю цепь от "плюса" АКБ до втягивающего реле стартёра.