Почти на всех более менее свежих автомобилях уже есть штатные дневные ходовые огни "ДХО", но включаются они по разному, в зависимости от модели и комплектации. На простых моделях, не люкс "ДХО" включаются сразу после включения зажигания и гаснут во время прокрутки стартёром и после запуска снова включаются, что сказывается на сроке службы ламп накаливания, наверно замечали, что много машин ездят днём с одной исправной лампочкой. Для продления ресурса ламп можно немного изменить схему их включения. Самое простое поставить реле с нормально замкнутым контактом в разрыв провода на лампы "ДХО", которое будет отключать их при поднятом ручнике, смотрите схему 1 ниже:
Есть вариант немного сложнее (схема 2). Здесь лампы будут включаться при достижении напряжения в бортовой сети выше 13 вольт, то есть после запуска двигателя, но и ручник тоже будет выполнять роль выключателя. Обратите внимание чтобы реле 1 было маломощное, потребление катушки не более 100 мА, а так же между контактами 85 и 86 обоих реле должны стоять защитные диоды (например 1N4007). Настройка схемы мне не потребовалась, всё заработало с первого раза. Микросхема TL431 - управляемый стабилитрон имеет отечественные аналоги К1156ЕР5Т и КР142ЕН19А.
Схема 2
После этого я собрал схему 2 и проездил с ней примерно два года. Всё это время схема исправно работала и работает до сих пор. Но я выявил в ней пару маленьких недостатков. Так как схема постоянно мониторит напряжение бортовой сети, то она включает лампы ДХО если напряжение на схеме больше 12,6 вольт и соответственно выключает если ниже 12,6 вольт. Например вы только что заглушили двигатель и решили включить замок зажигания, напряжение на АКБ ещё не успело упасть и лампы ДХО включаются на несколько секунд и выключаются. В этом случае можно просто поднять ручной тормоз и он не даст включить лампы. Второй недостаток проявляется в движении в пробках. Если более резко опустить педаль сцепления при переключении с первой передачи на вторую иногда возникает провал оборотов двигателя, что приводит к снижению напряжения и лампы ДХО подмигивают. Чтобы исключить это подмигивание решил добавить в схему ещё одно маленькое реле (см. ниже схема 3):
Схема 3
Теперь если лампы ДХО уже включились по напряжению, то они будут светить пока не выключится замок зажигания. Схема кажется большая, а на самом деле всё помещается в коробочку с размерами 45*30*25 мм. Для сравнения положил рядом с этой коробочкой лампу на 21 Вт (смотрите ниже фото):
Вся схема в одном корпусе
3 малогабаритных реле на одной плате
Прошло уже больше года с последней схемой всё прекрасно работает.