Loading...
Информационный сайт для автолюбителей и автоэлектриков
Меню

Две скорости управления вентилятором охлаждения

В длинных пробках часто включается вентилятор охлаждения двигателем, в салоне постоянно раздаётся щелчок реле и слышится вой вентилятора под капотом. На моей Гранте с завода стоит один вентилятор охлаждения и одна скорость управления им (смотрите схему ниже). 

Штатная схема управления вентилятором охлаждения двигателя

Схема простая, но с ней вентилятор включается резко с большим пусковым током (около 32 А), что плохо влияет на генератор. Несколько лет назад добавил сюда схему плавного включения, разместив её в коробочке возле аккумулятора. Штатную проводку не портил, сделал просто переходники с разъёмами в которые втыкаются вентилятор и штатный разъём жгута проводки.

Схема с плавным включением вентилятора

Эта схема получилась надёжная и работает безотказно. Вентилятор включается плавно, но так же часто в пробках и щёлкает реле в салоне, слышен рёв вентилятора, бортовой компьютер включает при температуре охлаждающей жидкости 95 градусов.  В этом году заменил сигнализацию на современную с гибкой логикой в которой есть много программируемых выходов. Возникла идея добавить резистор вентилятора от Нивы Шевроле, чтобы сделать первую скорость более тихую, управляемую сигнализацией. На схеме ниже изобразил как всё стыкуется.

Схема с плавным включением вентилятора и резистором

Реле 2 разместил у АКБ, там его не будет слышно. Штатную проводку так же не трогал, только подпаяться к проводке схемы плавного включения после резистора. Резистор закрепил на один болтик к дефлектору вентилятора, так чтобы он хорошо обдувался.

 

Резистор вентилятора охлаждения двигателя

При испытании резистор слабо нагревается, можно спокойно за него держаться рукой. У сигнализации датчик температуры закрепил к болту с торца клапанной крышки. Сигнализация видит температуру двигателя примерно на 10 градусов ниже чем температура охлаждающей жидкости, пробовал разные места расположения датчика. Поэтому в настройках управления первой скоростью сделал температуру включения при превышении 82 градуса, а выключение при 81 градусе, хотя по бортовику это будет примерно в пределах 94...89 градусов. Если в жару на первой скорости не справляется вентилятор, то при достижении 95 градусов включается штатное реле, скорость вентилятора увеличится. В таком режиме в длинной (час, полтора) летней пробке вентилятор работает по долго, но тихо, иногда даже прислушиваешься, работает ли он. По бортовому компьютеру температура меняется более плавно и по медленному снижению понимаешь, что вентилятор делает свою работу.

Ток потребления вентилятора охлаждения двигателем

Ток потребления снизился до 9 ампер, пусковой плавный может доходить до 14 ампер. Смотрите видеоролик испытания вентилятора с плавным включением и резистором.

Настройка программ гибкой логики на S96v2 управления первой скоростью вентилятора (для увеличения картинки нажмите на неё):

Настройка вентилятора охлаждения двигателя

В первой программе задал температуры при которой будет включаться реле вентилятора, при условии что двигатель запущен. Температуры выбрал 82, 83, и 87 градусов для того чтобы при запуске горячего двигателя не попасть выше отметки температуры, так как программа будет выполняться в процессе перехода с низшей точки в большую.

настройка 1

Действие программы осуществляется включением выхода реле R7_1:2 (синий провод), подаются импульсы по 60 секунд два раза без паузы и три повтора, в сумме получается 6 минут, этого времени должно хватить чтобы охладить двигатель. Если двигатель остынет до 81 градуса раньше, то программа прервётся.

настройка 2

Второй программой сделал возможность включать вентилятор на 60 секунд со смартфона для проверки его исправности. А третья программа отвечает за отключение вентилятора со смартфона и при снижении температуры ниже 82 градусов, хотя она не обязательна, так как в первой программе итак есть условие прервать при снижении температуры, даже если не сработает, то в любом случае вентилятор выключится через 6 минут, можно изменить порог температуры ниже 81, чтобы не совпадало с первой программой или изменить задержку выполнения. У меня всё работает исправно, когда на улице холоднее вентилятор включается на меньшее время.