В длинных пробках часто включается вентилятор охлаждения двигателем, в салоне постоянно раздаётся щелчок реле и слышится вой вентилятора под капотом. На моей Гранте с завода стоит один вентилятор охлаждения и одна скорость управления им (смотрите схему ниже).
Схема простая, но с ней вентилятор включается резко с большим пусковым током (около 32 А), что плохо влияет на генератор. Несколько лет назад добавил сюда схему плавного включения, разместив её в коробочке возле аккумулятора. Штатную проводку не портил, сделал просто переходники с разъёмами в которые втыкаются вентилятор и штатный разъём жгута проводки.
Эта схема получилась надёжная и работает безотказно. Вентилятор включается плавно, но так же часто в пробках и щёлкает реле в салоне, слышен рёв вентилятора, бортовой компьютер включает при температуре охлаждающей жидкости 95 градусов. В этом году заменил сигнализацию на современную с гибкой логикой в которой есть много программируемых выходов. Возникла идея добавить резистор вентилятора от Нивы Шевроле, чтобы сделать первую скорость более тихую, управляемую сигнализацией. На схеме ниже изобразил как всё стыкуется.
Реле 2 разместил у АКБ, там его не будет слышно. Штатную проводку так же не трогал, только подпаяться к проводке схемы плавного включения после резистора. Резистор закрепил на один болтик к дефлектору вентилятора, так чтобы он хорошо обдувался.
При испытании резистор слабо нагревается, можно спокойно за него держаться рукой. У сигнализации датчик температуры закрепил к болту с торца клапанной крышки. Сигнализация видит температуру двигателя примерно на 10 градусов ниже чем температура охлаждающей жидкости, пробовал разные места расположения датчика. Поэтому в настройках управления первой скоростью сделал температуру включения при превышении 82 градуса, а выключение при 81 градусе, хотя по бортовику это будет примерно в пределах 94...89 градусов. Если в жару на первой скорости не справляется вентилятор, то при достижении 95 градусов включается штатное реле, скорость вентилятора увеличится. В таком режиме в длинной (час, полтора) летней пробке вентилятор работает по долго, но тихо, иногда даже прислушиваешься, работает ли он. По бортовому компьютеру температура меняется более плавно и по медленному снижению понимаешь, что вентилятор делает свою работу.
Ток потребления снизился до 9 ампер, пусковой плавный может доходить до 14 ампер. Смотрите видеоролик испытания вентилятора с плавным включением и резистором.
Настройка программ гибкой логики на S96v2 управления первой скоростью вентилятора (для увеличения картинки нажмите на неё):
В первой программе задал температуры при которой будет включаться реле вентилятора, при условии что двигатель запущен. Температуры выбрал 82, 83, и 87 градусов для того чтобы при запуске горячего двигателя не попасть выше отметки температуры, так как программа будет выполняться в процессе перехода с низшей точки в большую.
Действие программы осуществляется включением выхода реле R7_1:2 (синий провод), подаются импульсы по 60 секунд два раза без паузы и три повтора, в сумме получается 6 минут, этого времени должно хватить чтобы охладить двигатель. Если двигатель остынет до 81 градуса раньше, то программа прервётся.
Второй программой сделал возможность включать вентилятор на 60 секунд со смартфона для проверки его исправности. А третья программа отвечает за отключение вентилятора со смартфона и при снижении температуры ниже 82 градусов, хотя она не обязательна, так как в первой программе итак есть условие прервать при снижении температуры, даже если не сработает, то в любом случае вентилятор выключится через 6 минут, можно изменить порог температуры ниже 81, чтобы не совпадало с первой программой или изменить задержку выполнения. У меня всё работает исправно, когда на улице холоднее вентилятор включается на меньшее время.