Геркон представляет из себя колбу с вакуумом или с инертным газом, внутри которой расположена контактная группа из ферромагнитного материала. Под действием магнитного или электромагнитного поля контакты в колбе замыкаются, размыкаются или переключаются, в зависимости от исполнения.
В авто электрике геркон можно использовать в нескольких вариантах:
1) В качестве противоугонного средства (схема 1). Геркон ставится в разрыв цепи управления каким нибудь важным реле, подключив к нему проводки нужной длины, разместив его под панелью приборов в таком месте где можно положить магнит, который сможет замыкать контакты геркона.
2) Датчик открытия лючка бензобака (схема 2). Для отпугивания воришек бензина можно установить геркон на лючок бензобака и подключить его к концевому выключателю двери. Магнит приклеить на лючок, а геркон зафиксировать внутри лючка, напротив магнита так, чтобы при открывании контакты размыкались и срабатывала противоугонная сигнализация.
3) Для включения реле после запуска генератора (например реле включения дневных ходовых огней, схема 3). После запуска двигателя в обмотках генератора возникает магнитное поле, благодаря которому корпус генератора магнитит и если на нём разместить геркон, то он должен сработать (место на корпусе выбирается опытным путём). Таким образом здесь геркон будет управлять реле после запуска двигателя.
4) Контроль исправности ламп ( схема 4). Если на геркон намотать медный изолированный провод в виде катушки и пустить по нему определённый ток, то в катушке возникнет магнитное поле, которое разомкнёт нормально замкнутый контакт в герконе. В данном виде получается "герконовое" реле с нормально замкнутым контактом. Это явление можно использовать например для контроля исправности ламп фар. Количество витков и сечение провода подбирается опытным путём. При исправности лампы катушка размыкает реле и сигнальная лампа не горит. Можно использовать нормально разомкнутое реле, но тогда сигнальная лампа будет указывать уже на исправность ламы в фаре. Видеоролик про герконы.