Сгнила проводка нового грузового автомобиля
С приходом сырой осени, а потом и с выпадением снега, в сервис зачастили грузовики с проблемой негорящих задних фонарей. Негорящие указатели поворотов, стоп-сигналы и задний ход обычно лечились простой заменой ламп, чисткой контактов и ремонтом разъёмов. А вот негорящие габариты так просто не поддавались ремонту, приходилось искать обрывы в электропроводке. Почему сгнивают провода именно на габариты? Попробуем разобраться.
Отгнили провода на габариты, что привело к замыканию и оплавлению проводки
На верхних фотографиях можно увидеть сгнившую проводку грузового автомобиля, которому ещё нет и года. У грузовых автомобилей вся проводка на задние фонари проложена от кабины по раме в жгуте. Если посмотреть на грузовики, то можно увидеть с боков жёлтые контурные фонарики, количество которых зависит от длины кузова. Эти фонарики подключаются к габаритному проводу проходящему по раме в гофре. Метод подключения простой, разрезается провод, при помощи гильзочки обжимается и изолируется термоусадкой. В сырую погоду вся рама грузовика сырая. Гофра не герметичная, она имеет продольный разрез, в который попадает много воды с песком, особенно в местах соединений. Всему виной не герметичные ответвления проводов.
Целые провода в растворе соли
Повреждён 1 провод, реакции нет
Повреждены 2 провода, реакция началась
Синий провод выделяет пузырьки, а белый растворяется
Попробуем смоделировать такую ситуацию. Вместо гофры с водой будет ёмкость с раствором соли для ускорения эффекта. Два провода, синий "минус" и белый "плюс". Лампочка на 5 ватт и амперметр, показывающий ток лампы. Источник питания 12 вольт от зарядного устройства. Пока провода целые в растворе нет никакой реакции. Если повредить один провод, то реакции, тоже не будет. При повреждении второго провода, сразу же начинается реакция. Такую реакцию можно остановить, заизолировав провода хорошей изолентой.
Повреждённая изоляция защищена изолентой, реакции в растворе нет.
Продолжим эксперимент. Через сколько времени отгниёт провод при повреждении изоляции? Чем больше повреждение, тем быстрее протекает реакция. В моём случае прошло 3 часа и лампочка погасла. Синий провод остаётся целым, а белый "плюсовой" испаряется в месте повреждения.
Сгнил плюсовой провод
Зачистил повреждённый провод для оценки проникновения реакции под изоляцией
Теперь попробую спаять провода и посмотреть на реакцию припоя в растворе:
Реакция при пайке соединений
Припой испарился на "Плюсовом" проводе
Припой с "плюсового" провода моментально испаряется и остаётся опять одна медь, которая в течении одного часа испарилась в обрыв. А на "минусовом" припой на месте. Так что правильно говорят, что лучше не паять в сырых местах, хотя и другие варианты долго не проработают, если соединение не герметично. Применение проводов с лужёными жилами тоже лучше исключить.
Лужёный провод испарился быстрее обычного медного
Какие делать соединения проводов? Попробую проверить на герметичность обжимки из Китая, термоклей и термоусадку. Все соединения выдержали испытания.
Обжимная гильза с термоусадкой
Обжимка изолированная термоклеем
Термоклей дополнительно усилен изолентой
Термоусадка с клеем
Если все соединения сделать герметично, то проводам ничего не будет, не зависит от метода соединения жил (пайка или обжим). Только с годами не избежать протирания изоляции или возникновения трещин на ней. При включении габаритного света в жгуте на раме присутствует один "плюсовой" провод, на всех остальных "минус" через лампочки. Сама рама тоже "минус". Замечал обычные скрутки в жгуте, которые были слегка обмотаны изолентой, но сами жилы в хорошем состоянии, эти провода могли идти например на задний противотуманный фонарь. Поэтому ремонтировать проводку рано или поздно всё равно придётся или менять отдельный жгут проводов. Замена целиком проводки на раме не всегда получится, например для грузовых автомобилях ГАЗ она продаётся только одной длины, но много грузовиков удлиняют сторонние организации, наращивая штатные провода, не всегда качественно и герметично.