Если рассказать о диоде простыми словами, то это клапан, который пропускает ток в одном направлении. Тестером "прозванивается" в одном направлении и при этом показания прибора показывают сопротивление примерно 100-700 Ом, сопротивление может быть и больше, в зависимости от марки диода. Так же можно проверить и лампочкой. В автоэлектрике можно применять разные диоды, главное знать на какой ток он нужен и посмотреть его характеристики (ток, напряжение, падение напряжения), набрав запрос в поиске. В своих схемах я обычно применяю диод 1N4007, он рассчитан на ток в 1 А, напряжение обратное 1000 вольт, падение напряжения на диоде 1 вольт, годится для схем с релюхами, но не для питания нагруженных цепей. Для силовых цепей можно взять например диод FR 604, он рассчитан на ток уже в 6 ампер, напряжение обратное 400 вольт, падение напряжения на диоде 1,3 вольта, такой можно уже использовать например в автомобильной сигнализации, для развязки правых и левых указателей поворотов, при необходимости увеличить проходящий ток, диоды можно соединить параллельно, так делают производители сварочных аппаратов.
На схемах диод обозначается следующим образом:
1) Первое где его можно применить, это в реле, для защиты электронных схем управления им от обратного тока другой полярности, так как при отключении реле возникает напряжение самоиндукции. Диод ставят параллельно катушке реле так, чтобы катод был на плюсовом контакте (см. схему ниже). Например в реле 75.3777 уже предусмотрено место для диода внутри корпуса. С диодом нужно не забывать, что теперь важна полярность подключения.
2) Второе применение. При подключении сигнализации и различных дополнительных блоков. Например в сигнализации есть три выхода: двери, багажник и капот, а в автомобиле сигнал открытия водительской двери идёт отдельно на блок штатной противоугонной системы. Чтобы подключить сигнализацию без лишних глюков штатного оборудования предлагаю следующую схемку:
3) Для "Джиперов". Иногда на внедорожнике нужно принудительно включить вентилятор охлаждения, чтобы это реализовать смотрим следующую схему ниже. Для примера взял штатную схему управления вентиляторами на автомобиле Нива Шевроле с контроллером Бош 7.9.7. Реле управляются минусами. Чтобы контроллер не принял диод Д1 за обрыв, нужно подобрать его с наименьшими сопротивлением или использовать их несколько в параллель.
4) Защита от "переполюсовки". Если хотите защитить какой нибудь прибор от ошибочного подключения наоборот вместо "+" на "-", тогда тоже можно применить диоды.
Для более мощной нагрузки можно использовать более крупный диод, но есть и вариант с реле (см. схему ниже).
5) Схема подключения дневных ходовых огней. Здесь диоды Д1 и Д2 нужны чтобы ДХО не включались при поднятом "ручнике" и на не заведённом двигателе.