Loading...
Информационный сайт для автолюбителей и автоэлектриков
Меню

Сравнение реле с диодом и сопротивлением

Виды автомобильных реле

Виды автомобильных реле

В автомобильном электрооборудовании используются разные реле. Например для включения кнопками ближнего и дальнего света применяются обычные, а те реле, которыми управляет автоматика имеют защитное сопротивление. Защитные сопротивления и диоды нужны для уменьшения обратного напряжения самоиндукции при выключении реле. Этот обратный бросок может вывести из строя управляющие транзисторы и микросхемы. Проверим осциллографом какое обратное напряжение возникает на обычном реле без защиты.

1) Реле без защиты:

Реле без защиты

Как видно по осциллограмме, бросок обратного напряжения достиг 264 вольта. Такой бросок хорошо ощущается если включать и выключать реле, держа оголённый провод в руке и касаться клеммы АКБ, ощущение как удар от статического электричества.

2) Реле с резистором:

Реле с резистором

Осциллограмма реле с резистором уже имеет бросок обратного напряжения 35 вольт, что уже не так много и скорее всего характеристики транзисторов и микросхем рассчитаны на такое обратное напряжение. Если кому интересен номинал такого сопротивления, то я измерил его мультиметром, оно составило 357 Ом (по цветовой маркировке 360 Ом), а обмотка реле имеет сопротивление 84 Ом. Посмотрел сопротивление на более крупном силовом реле (артикул 71.3747-21) по цветовой маркировке тоже получается 360 Ом, сопротивление обмотки по расчётам около 80 Ом.

На осциллограмме у силового реле обратное напряжение получилось 46 вольт:

На осциллограмме у силового реле обратное напряжение получилось 46 вольт

3) Реле с диодом:

Реле с диодом

Как видно по осциллограмме, реле с диодом самое эффективное, обратное напряжение составило менее 1 вольта. Недостаток реле с диодом в том, что нужно соблюдать полярность при подключении и если вдруг диод выйдет из строя, то он может закоротить цепь, поэтому цепи управления такими реле лучше защищать предохранителем. Не обязательно ставить диод в реле, в автомагазинах видел в продаже колодки для реле с диодом. В некоторых электронных блоках скорее всего уже встроены защитные диоды, так что не обязательно покупать специальные реле, зависит от марки, модели автомобиля, нужно уточнить. Хотя это тоже можно проверить осциллографом прямо на автомобиле. В реле с сопротивлением есть недостаток в повышенном потреблении тока, нагрев резистора, возможно однажды он незаметно перегорит и реле станет обычным. Если интересно как установить диод в реле или в колодку, то можно прочитать мою статейку "Применение диодов в автоэлектрике".